Самая неблагодарная профессия – коммерческий фотограф
Эта статья преимущественно для тех, кто захотел быть коммерческим фотографом.
Кто снимает для себя, можно не читать, хотя... тех кто скажет плохое слово и обычному фотографу, увы хватает. Почему такое происходить попытаемся прояснить в этой статье.
Коммерческий фотограф – сегодня это самая неблагодарная профессия.
Искусство фотографии очень тонкая штука, это искусство, которому настоящие фотографы учатся не годами, десятилетиями, читают массу книг про композицию, взаимодействию объектов в кадре, о цвете, свете, творчестве, даже стиле и... очень многом другом. В каждой книге им открывается что – то новое, иногда из целой книги берётся лишь какая – то одна деталь.
Хороший фотограф посещает множество мастер – классов, но только хороших фотографов.
Стоимость книг, мастер классов топовых фотографов, оборудования (кстати хороший фотограф может делать отличные работы самой примитивной техникой, когда начиналась эра цифровой фотографии (матрицы были не более 8 Мп), напечатанные шедевры, грубо говоря полуметрового формата, уже красовались в выставочных залах), может составлять очень круглые суммы. Временные же затраты составляют годы бессоных ночей, и являются величиной бесценной.
Клиент и понятия не имеет, что на самом деле вложено в эти фотографии
И вот представьте, такой человек, с таким багажом знаний и умений, который к каждой фотографии подходит как к самой ответственной работе в своей жизни, делает фотосессию, с фотосессии выдаёт клиенту десяток работ.
А в ответ получает – И это всё?
Да, да, такое вполне возможно!
Почему?
Всё очень просто!
Клиент и понятия не имеет, что на самом деле вложено в эти фотографии (я о том десятилетиями наработанном багаже знаний и умений, подборе техники под свой стиль (некоторые фотографы десятки раз меняют весь парк техники и только тогда находят своё, бывает продают дорогущие полнокадровые системы и покупаю самый маленький кроп), теряют на этом миллионы рублей, но только тогда находят свою технику).
Он видит только час фотосессии (и даже думать не не думает, что только отбор фотографий, а у хорошего фотографа именно отбор занимает основное время, недели, иногда месяцы, ведь нужно оценить фотосессию остывшим взглядом, это обязательно, почти все фотографы, которых я знаю, все говорят о том, что когда начинают просматривать старую съёмку, только тогда находят стоящий кадр, у меня так – же, ну и само собой обработка, увы техника, по прихоти маркетологов, не совершенна (цифрозадники стоимостью миллионы рублей приближены, но тоже не идеальны), поэтому обработка, особенно при выраженных дефектах кожи (хороший фотограф уберёт только вопиющие дефекты, оставляя человека человеком, а не силиконовой куклой), но и это тоже занимает не мало времени).
А ещё клиент видит, что фотограф Вася отдал подружке тонну фоточек, и они, конечно же на высоокохудожесественный вкус клиента, такие все клёвые!
Художника каждый обидеть может
Но и это пресловутое – И это всё? Далеко не всё.
Фотографу не раз придётся выслушать от клиента, что фотографии не понравились.
Это будет у каждого фотографа.
Причина?
Вот тут причин много.
Первая – отсутствие у клиента художественного вкуса.
Причем клиент будет думать что он у него исключительный. При этом, кроме фотографий подружек в инстаграм, и фоточек в vouge и других журнальчиках, к примеру, такая мадам ничего в жизни другого не видела. Не проводила часами в художественных галереях, не рассматривала, как художнику так удалось положить свет и тень...
Вторая, очень часто встречающаяся причина – отсутствие подходящей одежды, сочетающегося мэйка и причёски, отсутствие образа. Поэтому, например Сауле Кха, фотографирует только умытых и облачённых в ткани или мешковатые рубашки клиенток. Но далеко не все так готовы фотографироваться. При этом, клиента будет думать, что фотограф должен их сориентировать в этом вопросе, забывая о том, что хорошие стилисты тоже оттачивают своё мастерство десятилетиями. В общем, если что не так, то это фотограф или ракурс взял не тот или ещё что.
И ещё одна, часто встречающаяся причина – не желание тратится на хорошую фотостудию, хороший номер в гостинице, доступ в красивое помещение (красивый ресторан, музей). Что можно снять на улице, среди типовых многоэтажек или даже в парке?
Про физическую форму вообще разговор отдельный. Все хотят видеть себя стройными и красивыми... ведь вон как в пластике клёво подружку сделали... только не думают, что счастья это не принесёт, принесёт только депрессию и разочарование, когда пришедший на свидание обманутый парень опустит такую фотошоп–мадам ниже плинтуса.
Реже встречается, что пошли к фотографу, не учитывая его стиль работ, думая, что их он снимет по другому. Не снимет. У каждого фотографа вырабатывается свой стиль. Каждый фотограф видит человека по своему, один видит одни красивые черты клиента, другой другие... сотый сотые... и далеко не свегда они совпадают с тем, как видит себя клиент. Если клиенту нравится, какие работы делает фотограф, то учтя все вышеизложенные (в первых трёх причинах) нюансы, вполне можно рассчитывать на хороший результат, но всё равно всегда нужно помнить, что фотосессия – это каждый раз новый поиск, не бывает одинаковых дней с одинаковым светом, одинаковым пейзажем..., и людей не бывает с одинаковой кожей, волосами и пр., даже в студии, в зависимости от кожи, волос, одежды приходится менять уровень и схему света находясь в одной точке (проверено многократно на съёмках портретов большого числа людей для корпоративных нужд).
А в результате фотограф запросто может получить негативный отзыв в интернете, получив удар ниже пояса по самооценке.
Да, да, даже фотографы, фотографии которых выставляются на выставках, занимают почётные места FIAP, тоже такое получают по самооценке, и переживаю ещё больше, и впадают от этого в глубочайшие депрессии. Фотограф человек искусства, человек тонкой душевной организации, которого запросто ломают просто "толстокожие" люди. Они сказали и забыли. А фотограф услышал и запил со всеми вытекающими.
Художника каждый обидеть может.
Не всё так просто на самом деле
Некоторые люди говорят – нужно просто объяснить человеку, что это хорошая фотография, и что хороших фотографий в принципе много не бывает.
Как он наивны. Как фотограф, десятилетиями формирующий своё художественное видение может за пять – десять минут вложить его в голову клиента?
Тогда бы ничего не стоило штамповать хороших фотографов пачками.
В настоящее время, когда промышленность производит миллионными тиражами фототехнику на любой кошелёк, оснащение людей этой техникой такое, что только ленивый не имеет в своём арсенале фотоаппарат, о смартфонах вообще не будем говорить.
Поснимав немного, получив технически хорошие фотографии, услышав положительные отзывы друзей и знакомых, многие задумываются о том, не заняться ли им этим ремеслом, цена фотосессии от 3000 рублей, десяток фотосессий и средний доход в кармане.
Но как видим, не всё так просто на самом деле.
Каждый фотограф хочет того, чтобы его талант заметили и оценили, но не каждый желает тратить на это десятки лет кропотливого труда
Особенно удручает тот факт, что фотографы сами по себе очень недолюблены.
Данный феномен волне объясним, стоит зайти на любой сайт фотографов, как под вполне себе неплохими работами, можно прочитать что угодно, плоть до бранных слов спрятанных всякими @ и тому подобным. Конечно, каждый фотограф хочет того, чтобы его талант заметили и оценили, но не каждый желает тратить на это десятки лет кропотливого труда. Не получив желаемого, такой человек озлобляется, и начинает свою злость вымещать на других – не цените меня, вот и я вам скажу какие вы бездари, и делает это не стесняясь и не выбирая слов. И чем больше фототехники вываливается на рынок, чем больше человек могут уже в первые месяцы обладания ею получать технически качественный контент, тем больше и больше появляется недолюбленных, недооценённых фотографов.
Ну если фотографы так относятся друг к другу, то почему другие должны относится к ним иначе?
Всем удачи!
Ну вот как-то так.
Всем удачи!