Под одним моим постом в социалке люди стали рассуждать, а чего собственно хочет клиент от фотографа?
Я всегда думал, что клиенту нужны хорошие фотографии. Но…
Как оказалось это не совсем так. Почему? Сейчас попытаюсь докопаться.
Есть фотографы, у которых просто изумительные работы. Их работы и на всех фоторесурсах имеют высокий рейтинг, и на выставках занимают высокие места по рейтингам даже FIAP.
Есть фотографы, работы которых откровенно слабы, негде не выставляются, ничего не занимают, но в соцсетях набирают лайки.
И вот что интересно, почти всегда, у первых клиентов на порядки меньше, чем у вторых.
Ну конечно, скажет неискушённый клиент, ведь у первых, у них вон какие цены! И часто будет не прав. Ну да, у совсем именитых соглашусь, не дёшево, но таких в России единицы. У большинства цены совсем немного, на пару тройку тысяч выше чем у, назовём его так, обычного фотографа. А что такое пара тройка тысяч, когда речь идёт о том, повесите вы полученную работу в рамку на стене или просто сольёте в сети в погоне за лайками?
В сетях выдвинули такую версию: русский человек ведётся на бла бла бла... поэтому у нас и процветает кидалово! За бугром пойдут только к тому, у кого хорошие фотографии, пусть он немой будет (цитирую дословно).
И тут нельзя не согласится. Европейцы очень расчётливы, они не станут платить за слова. Мы же, русские люди, любим поговорить, поэтому, когда клиент звонит, а на другом конце трубки ему что-то невнятно отвечают, не тем привычно – бодрым голосом, в котором чувствуется беспредельное уважение к клиенту, а явно угадывается, что это клиенту делают одолжение отвечая на звонок, то клиент часто сливается, небезосновательно полагая, что и на фотосессии ему пообщаться удовольствия не составит. Казалось бы парадокс. Когда человеку нужно чего-то добиться, он упрётся и добьется этого, чего бы ему это не стоило. Тут на кону стоят классные фотографии, но человек не желает их добиваться, и сливается в пользу посредственных фоток, но которые ему сделают с должным почтением и желательно превращением фотосессии в увлекательное шоу с шутками, прибаутками и прочими шариками и фонариками. Увы, чувствительность русской натуры к таким вещам порождает бесконечное распространение ширпотреба.
Посмотрите комментарии в соцсетях: как чудесно провели время с фотографом, какая чудесная компания, как приятно было общаться, обязательно пойду ещё к этому чудесному человеку …. о фото тоже пишут, но как – то так, больше как о приложении.
Но почему талантливый фотограф часто ведёт себя не коммуникативно, порой как сноб? Скажу вам по секрету, он не специально, он этого совсем не осознаёт. Талант в изобразительных искусствах совсем не гарантирует таланта ораторского и тем более маркетингово. Фотограф, как и художник, много и подолгу рассматривает фотографии и картины, стараясь понять композицию, взаимодействие линий и объектов, влияние цветов и мн. мн… очень многое другое. А продавец долго изучает как влиять на человека посредством слова, влиять так, что бы продать ему хоть какашку в бумажке. Надеюсь меня простят за это сравнение, но так картинка получается нагляднее. Так вот, из всего этого, как ясный день, становится понятно, почему покупают у вторых, и почему у первых часто полный швах.
Некоторые первые, выкручиваются из данного круговорота, нанимая специальных людей, менеджеров, продюсеров, и пр., но тогда их цены действительно впечатляют.
Ещё одна версия, выдвинутая под постом, и по моему мнению заслуживающая внимания: идут не за фото, идут за надеждой, к молодым, красивым, вдруг чё сложится! Сами ищите: до 35 фото шлак - клиентов море, за 35 фото шик - клиентов фиг (тоже просто цитирую).
Кстати, воспользовался советом, поискал. Ну плюс минус всё так и есть, до 35 фотографы востребованы намного больше. Хоть парни, хоть девушки. Конечно есть исключения, но они так ничтожны, и только совсем уж звёзды востребованы и после 60-ти лет.
И это опять есть перекос нашей русской натуры. Это опять подтверждает правило, что мы идём не за качественным товаром, а за товаром в красивой «упаковке». Да, да, «упаковать бизнес» – это сейчас обыденное слово на всех бизнес – тренингах. Понимаете что за этим кроется? Та самая какашка в бумажке. Мы идём по западному пути, возразят бизнесмены, там упаковка имеет очень большое значение. Конечно, но только на западе в красивую бумажку заворачивают трюфель! Вот и вся, такая малая, разница.
Так причём тут упаковка и молодой, красивый фотограф? Как бы не было обидно, он – неотъемлимая часть упаковки, за которой часто скрываются посредственные фотки.
На тех же бизнес – курсах учат: то, чем ты занимаешься, нужно делать 10 тысяч часов, и только тогда ты станешь настоящим профессионалом в своём деле. С этим тезисом я полностью согласен. Каждый час практики открывает всё новое и новое, и ты каждый раз удивляешься, почему я этого не видел вчера? Только что такое 10 тысяч часов в фотографии? Час съёмки и потом минимум два дня обработки, пусть будет 16 часов, или 625 съёмок в 10 тыс. часах. Даже если брать под завязку с учётом обработки, то максимум 2 съёмки в неделю, и как итог – около 7 лет практики, а на деле все 15 – 20, в зависимости от увлечённости и работоспособности.
Начав снимать неплохо в 15, только к 30 годам человек становится профи, и то при условии непрерывной практики, а реальнее к 35 – 40, когда его востребованность как привлекательного объекта начинает резко падать. Кто мечтает быть фотографом, на это стоит обратить особое внимание, очень большому числу тех, кто не стал звёздами, просто становится не на что есть. Если не верите, выйдете на 35photo, там найдётся со всей страны максимум 100 звёзд, хотя у меня в друзьях около 800 фотографов в статусе коллег только из моего города и среди них нет откровенно слабых фотографов, но что–то я не вижу, что они завалены заказами.
Продолжу разбирать комментарий: конечно наш русский дух авантюризма никуда не девается, девушки часто идут к молодым фотографам, в надежде приключений, может разовых, но тем не менее. Кстати, почему девушки, парни тоже к молодым фотографиням очень даже не плохо идут. И ведь не редко складывается. У одного моего знакомого фотографа, наверное даже до 40 лет, так как он неплохо сохранился, 90% фотосессий (с его конечно слов), заканчивалось кратковременным романом, длинные он не любил и просто сам их прекращал. Теперь он, уж лет пять как, вполне себе спокойный фотограф за границей, так как тут с клиентами совсем не то, да и с ценами тоже.
Так к чему вся эта статья?
Ко мне бывает обращаются люди, увлечённые фотографией, и пытающиеся стать профессиональными фотографами. Что бы не повторятся снова и снова, мне теперь будет легче скинуть ссылку на эту статью. Пусть сами оценят свой потенциал и перспективы. Чувствуют, что взлетят до небес, чтож, удачи! Задумаются, тоже дело!
Ну а если прочитает человек, которому нужны фотографии, то я буду рад, если он теперь не будет вестись на красивую «упаковку», и добьётся хороших фотографий даже от немого фотографа.
Всем удачи!